Глава 2 . О возникновении нашего бытия.
Как возникло наше бытие? Ответить
на этот вопрос с достоверной точностью не
удастся, вероятно, никогда. И, тем не менее, в этой главе я предложу гипотезу,
которая, на мой взгляд, наиболее близка к истине.
В русском языке слово
"бытие"
происходит от слова "быть", то есть
существовать. Однако существование чего достаточно для признания бытия? Все,
что существует, современная наука
называет материей. Вследствие чего к материи часто относят пространство
и время, отмечая при этом
их неразрывную связь. Но на
сколько это обосновано?
Начнем с того, что
если что-то существует, то оно занимает
место, то есть определенный объем.
В таком случае, пространства, как такового, может и не быть
– существует материя и занимаемое ею пространство.
Материя сама как бы определяет
пространство, то есть материя и пространство едины.
Можно предположить и независимое
существование некоторой субстанции, отождествляемой нами с
материей, и пространства,
как абсолютной пустоты (вакуума). В
этом случае материя может занимать часть пространства. Но в том и другом
случаях мы, так или
иначе, имеем дело с
понятиями материи и пространства, а потому можем утверждать, что бытию
присущи как материя, так и пространство в любом их представлении.
Но достаточно ли наличия материи и
пространства для бытия?
Представим себе, что есть материя (в какой угодно форме) и есть пространство (в
любом представлении), но при этом
не происходит никаких событий. Можно ли
говорить о бытие в этом случае? Очевидно, нет - без событий материя и пространство будут находиться в
неизменном виде в вечном
безвременье. Почему безвременье? А потому, что вопреки некоторым
современным представлениям,
абсолютного времени не
существует. Это можно доказать на следующих примерах.
Пусть бытие представлено единственным материальным
объектом, который находится в
пространстве в пункте А
(рис.1а). Произошло событие, в
результате которого этот объект переместился в
пункт В. Задавшись вопросом,
какое время было затрачено на перемещение, мы с удивлением обнаружим, что
ответить на него невозможно ни
при каких условиях. В таком
бытие нет ничего, что могло бы проявить себя в
качестве времени. К тому же мы можем заметить, что оно собственно и не
нужно - описанное событие произойдет независимо от того, есть время или нет
его. В бытие просто произойдет событие и ничего больше. И это событие не нуждается
ни в какой количественной
оценке – в отсутствии субъекта,
способного это делать, количественная оценка бессмысленна.
Теперь
представим бытие множеством объектов, которые перемещаются и
взаимодействуют друг с
другом. Имеет ли
какое значение время в этом случае? Оказывается, нет – в этом случае в
бытие происходит естественная последовательность
событий, которая, как
мы убедимся ниже, никак не регламентируется временем,
и в которой каждое последующее
событие вызывается предыдущим.
Наконец, представим бытие двумя объектами, находящимися в пунктах А
(рис.1а) и С (рис.1б) пространства.
И пусть, пока происходит событие перемещения объекта из пункта А
в пункт В, объект, находящийся в пункте С, совершает периодические перемещения из пункта С в пункт Д и обратно. При этом пока объект
из пункта А перемещался в пункт В, объект из пункта С трижды побывал в пункте Д и вернулся на место. В этом
примере, как и в предыдущих, время не имеет никакого значения. Как мы
видим, нет необходимости даже упоминать о нем в самом описании событий.
Однако между первым примером и последним есть существенная разница. Выражается
она в том, что в последнем примере субъект имеет возможность дать
количественную оценку событию перемещения объекта из пункта А в пункт В – продолжительность этого события равна трем событиям перемещения
объекта из пункта С в пункт Д и
обратно. Однако следует
отметить, что эта оценка будет относительной, тем более что равномерность
последних событий ничем не обусловлена. И, тем не менее, если
принять одно событие перемещения объекта из пункта С в пункт Д и обратно
за единицу времени, то
время перемещения объекта из пункта А в пункт В будет оценено субъектом в три такие единицы.
На основании этих рассуждений можно сделать вывод, что абсолютного времени
объективно не существует – время носит
субъективный характер. Объективные события, происходящие в бытие, не зависят,
да и не могут зависеть, от субъективного
времени. Напротив, оценка
времени субъектом производится относительно каких-то объективных
событий. То есть, будучи субъективным, время зависит от событий – если их нет, то нет и времени.
На последнем примере мы
убедились, что оценку времени субъектом удобнее всего производить относительно какого-то периодически
повторяющегося события.
Именно так и поступил человек, приняв
за относительную единицу времени период
вращения земли вокруг своей оси.
Итак, доказав, что абсолютного
времени не существует, вернемся к вопросу, что же
такое бытие? В прежних рассуждениях мы убедились, что бытию присуща, как минимум, материя. Но материя будет мертва без событий. Таким образом,
следует признать, что бытие определяется событиями, происходящими с материей.
Прежде чем перейти к вопросу, как могло возникнуть такое бытие, обратим внимание на
событие, но не конкретное, а событие вообще.
Так как мы установили, что именно событие является определяющим фактором
бытия, то интересно знать, как вообще возникает событие, и что с ним связано?
Опять же начнем с
конкретного примера.
На вершине крутой горы, на
склоне которой скопилась большая масса снега, в положении неустойчивого равновесия лежит камень. Все это представляет ситуацию.
Если камень потеряет равновесие, то возникнет снежная лавина. Это условие возникновения лавины.
Из ситуации и условия видно, что до того, как произойдет событие возникновения лавины, должно произойти другое,
независимое, событие, обеспечивающее
потерю равновесия камня (т.е. обеспечивающее выполнение
условия). Но этому событию также
должны предшествовать ситуация и условие, а для реализации условия -
свое событие и т.д. Ход этих событий можно изобразить графически. Для
нашего примера график событий приведен на рис.2.
На рисунке события обозначены
стрелками, ситуации -
квадратами, условия - кружками, связи -
прямыми линиями.
Ситуация 1 -
это наша исходная ситуация. Условие 1
- условие возникновения лавины (потеря равновесия камня). Событие 1 - событие, обеспечивающее выполнение
условия 1. Условие 2 - условие, необходимое для того,
чтобы при какой-то ситуации 2 произошло событие 1. Событие 2 - событие возникновения лавины.
Можно рассмотреть
бесконечное число примеров, но во всех будет наблюдаться
последовательность: сначала
имеется ситуация, возникшая в результате предшествующих событий, которая
при каком-то условии (или условиях)
станет изменяться. Процесс
изменения ситуации представляет собой событие.
Это событие приведет
либо к новой ситуации, либо (если оно
выполняет условие другой ситуации)
вызовет другое событие. Ситуация, условие и событие представляют неразрывное
звено в цепи последовательного развития
реального мира.
Последовательность перехода
одной ситуации в
другую, посредством происходящих событий, определяет основной закон
бытия.
Из всего сказанного, мы можем сделать главный
вывод. Событие не может
возникнуть из ничего. Оно может возникнуть только при какой-то ситуации и при определенных условиях.
Другими словами, для возникновения
события необходимо наличие ситуации и некоторого условия. Рассмотренные связи
между ситуацией, условиями и событиями выражают закон естественной
последовательности событий, которые не зависят от субъективного времени.
Возвращаясь к теме возникновения
нашего бытия, зададимся вопросом: " А что было до его
возникновения?" Можно ответить, что если есть бытие, то до него могло быть
только небытие. Тогда основной вопрос приобретает конкретную формулировку:
" Как из небытия возникло наше бытие?".
Для материалистов этого
вопроса не существует. Раз материя существовала
вечно, то вечно существовало и бытие.
Позиция идеалистов не так
отчетлива. Если существование идеи или какого-то духа, которым они отдают
первенство и которые так же должны быть вечными, уже сами по себе
определяют бытие, то в этом случае бытие
вообще вечно и с их точки зрения. Если же идея или дух определяются ими как какие-то
субстанции, не представляющие бытие, то они должны быть творцами
нашего бытия, сами оставаясь непостижимыми. Попытаемся
разобраться.
Возникновение бытия следует
считать событием. Но, как
мы уже выяснили в предшествующих
рассуждениях, событие возникает при какой-то конкретной ситуации, при каких-то условиях. Примем за начальную (исходную) ситуацию небытие - ситуация 1(рис.3). Тогда должно
существовать условие 1, при
реализации которого возникает событие 3 – возникновение бытия (ситуация 3). Но мы уже знаем, для реализации
условия 1, которое с ситуацией 1 представляет неосознанную идею возникновения нашего бытия, необходимо
независимое событие 2. Однако
событие 2 может произойти
только при реализации какой-то
другой идеи, представленной
другой начальной ситуацией 2 и
условием 2.Если нет
нашего бытия, то что может
представлять собой эта другая начальная ситуация 2? Очевидно, эта ситуация может представлять собой либо другое
небытие, либо другое, отличное от
нашего и непостижимое для нашего разума, бытие.
Рассмотрим первый вариант – если
ситуация представляет собой другое
небытие.
Так как мы имеем два небытия, то следует дать им некоторую характеристику.
Ранее мы говорили, что материя, с которой не происходит никаких событий,
не представляет бытие
(она мертва). Предположим, что существует какое-то
пространство некоторой материи, и внутри этого пространства не происходит никаких
событий. Это пространство мертвой материи можно условно принять за небытие 1. Другое аналогичное пространство
примем за небытие 2. Для
возникновения бытия необходимо, чтобы небытие 2 воздействовало на
небытие 1 (или наоборот). Но это невозможно, так как в небытие 2, как и в небытие 1,
никаких событий не происходит. Таким образом, этот вариант возникновения бытия
в рассматриваемом случае сводится ко второму, когда некоторое бытие возникает
под влиянием другого. В этом
случае можно предположить, что бытие вообще вечно и может иметь различные
формы. К тому же есть все основания предположить, что разум, находящийся
в одной из таких форм бытия, никогда не сможет познать другую форму, хотя
доказать это невозможно.
Итак, если наша форма бытия некогда не существовала, то в
рассмотренной ситуации она могла возникнуть только под влиянием другой
формы бытия. Это подводит вполне
обоснованную базу для гипотезы о сотворении нашего мира какой-то сверхъестественной силой, именуемой
нами богом. Но, предполагая это,
нельзя отрицать другие гипотезы, в частности, гипотезы о
вечном существовании нашего бытия, а также гипотезы, которая будет рассмотрена
ниже.
Тот факт, что в случае возникновения нашего бытия под влиянием другого,
невозможно познать истоки нашего бытия, можно показать на следующем примере.
Имеется сметана – это ситуация. Если эту сметану
сбить (спахтать), то получится
масло и пахта – это условие изменения ситуации.
Спахтаем сметану – выполним
условие. В результате получим
масло и пахту, но сметана исчезнет. А теперь
представим себе, что мы никогда
не видели сметаны, а масло и пахта попали к нам случайно, каким-то
неведомым путем. Могли ли бы мы по ним
определить их происхождение?
Могли бы мы представить, что
когда-то они были составными частями одного продукта – сметаны? Согласитесь,
задача эта была бы весьма трудной. Даже сделав предположение, что масло и
пахта были составляющими одного
продукта, нельзя было бы быть уверенным в этом (при условии, что в пахте отсутствуют остатки масла и наоборот). То,
что это было бы именно так, подтверждается конкретным примером: до настоящего времени ведутся споры о происхождении нефти – органическое оно или нет.
Теперь посмотрим, как наша "сметанная" модель может отражать
начало нашего бытия.
Если вместо сметаны представить
субстанцию небытия, а вместо масла и пахты его составляющие, то становится
понятным принцип, в соответствии с которым могло образоваться бытие из небытия.
Учитывая, что количественных изменений при этом произойти не должно, можно
записать:
Небытие = Составляющее 1 + Составляющее 2
Правомерность этого равенства подтверждается математически.
Количественным эквивалентом небытия
может быть нуль. Однако нуль может быть представлен уравнением:
х + y = 0
Если x и y сами по себе нулю не равны, то
решением уравнения будет:
x = а , y = -а , где а ¹ 0
Таким образом, за количество
составляющих 1 и 2 можно принять соответственно величины
а
и -а.
Можно было бы привести и другие предположения по началу возникновения нашего бытия, однако во
всех случаях не удастся избежать необходимости в начальном событии. А это, в
большинстве случаев, предполагает существование какого-то другого бытия. В этих
случаях установить точно, как возникло наше бытие, невозможно.
Однако есть еще одна гипотеза, на мой взгляд, наиболее приемлемая,
позволяющая объяснить самопроизвольное возникновение события, а вместе с ним и
нашего бытия.
Предположим, что началу нашего бытия положил бесконечно малый импульс.
Является ли такой импульс событием? Вероятно, да. Но, в таком случае, как можно охарактеризовать его? Бесконечно
малая величина не равна нулю, но насколько она больше нуля, определить
невозможно. В этом-то как раз и скрывается непостижимость. Мы не можем
представить себе такой величины. Именно такой бесконечно малый импульс мог "оживить" субстанцию
небытия, которую можно считать "мертвой" материей. Импульс породил
движение, вместе с тем и бытие.
Принимая эту гипотезу за основу, следует признать вечное существование
субстанции небытия, то есть вечное существование мертвой материи. Но если такая материя существовала, то ей должно было соответствовать
занимаемое ей пространство. Таким образом, неведомая нам субстанция,
представляющая "мертвую" материю, и занимаемое ею пространство должны
определять вечность небытия.
На основании предшествующих
рассуждений за начальную ситуацию после возникновения нашего бытия можно
принять существование двух
составляющих субстанции небытия. Их можно представить в виде первичной
материи и абсолютного (пустого)
пространства. При этом количественное соотношение вещественной материи и
абсолютного пространства должно определяться равенством:
В +
П = Н ,где В - общее
количество первичной материи, П – общее количество пространства, Н - небытие.
Разделение субстанции небытия
на составляющие можно рассматривать как глобальное, когда каждое
из составляющих представляет
целостное образование,
занимающее свое обширное пространство. Однако это разделение можно представить и в виде
единого образования, состоящего из автономных образований.
На рисунке 4"а"
показано целостное глобальное
образование из первичной
материи и абсолютного пространства.
Оно представляет сферическую форму из первичной материи, внутри которой
заключено абсолютное пространство. Такое образование, в частности, могло
возникнуть при возникновении импульса в его центре.
На рисунке 4"б"
представлено единое образование, состоящее
из автономных. Структура автономных образований отличается от
глобального только размерами (занимаемым
пространством в субстанции
небытия).
Первичная материя может быть представлена как некоторое состояние
субстанции небытия, отличающееся от последней плотностью. Абсолютное
пространство – как абсолютно пустое пространство (пространство в чистом
виде).
Целостное образование может
рассматриваться только как
начальная ситуация после возникновения нашего бытия. Учитывая, что оно представляет
уже бытие, то его первичная материя должна находиться в движении.
Следует предположить, что
субстанция небытия, будучи
"мертвой" материей, должна
уже сама по себе иметь какие-то свойства. Пока не было движения, эти свойства
проявляться никак не
могли. С возникновением импульса
возникло движение, следствием
которого стало разделение субстанции
небытия на составляющие, а
вместе с этим проявились и свойства субстанции небытия.
Одно из свойств субстанции небытия мы уже отметили – она имеет определенную плотность. С изменением плотности
субстанция небытия переходит в другое
состояние – состояние первичной материи.
Если применять общие характеристики, свойственные материи вообще, ее
плотность может быть выражена формулой
m r = ────, V
где V
- некоторый объем пространства, m
- количество материи в нем, определяемое массой.
Таким образом, мы принимаем, что, как
субстанция небытия ("мертвая" материя), так и первичная материя
количественно выражаются массой и занимают определенное пространство.
Примем так же, что они подчиняются всем
законам классической механики.
С возникновением импульса, а вместе с
ним и движения материи, нарушается статическое равновесие, которое
было свойственно субстанции
небытия. В соответствии с
законами классической механики любое нарушение равновесия системы вызывает силы, направленные на
его восстановление. При этом,
стремясь к статическому
равновесию, система может прийти к равновесию динамическому. Так маятник,
выведенный из состояния равновесия,
стремясь к его восстановлению в условиях отсутствия сил сопротивления, приходит
в состояние динамического равновесия,
выражающегося незатухающими колебаниями относительно начального центра
статического равновесия.
Отличие статического
равновесия системы от
динамического заключается в наличии
или отсутствии внутренней энергии. В состоянии статического
равновесия внутренняя энергия системы равна нулю, в то время как при динамическом
– система имеет определенную внутреннюю энергию. В связи с этим, главным
условием динамического равновесия системы является наличие энергетического
баланса, при котором внутренняя энергия количественно не изменяется.
Если рассматривать с этих позиций
целостное образование (рис.4а), то
можно обнаружить, что оно может прийти
в состояние динамического равновесия при стремлении субстанции небытия к
состоянию равномерного распределения
своей плотности в пространстве. Это стремление можно принять
за свойство упругости субстанции небытия.
Итак, субстанция небытия, а
вместе с ней и первичная материя, имеют массу, занимают определенный объем
пространства, характеризуются
плотностью и упругостью. Эти элементарные свойства присущи любой
материальной среде. На их основе можно описать динамику целостного образования.
С возникновением импульса в
какой-то области пространства, занимаемого субстанцией небытия, в центре его
возникновения А возникает движение
некоторой массы субстанции
(рис.5).В результате этого движения образуется сфера, ограниченная первичной материей, внутри которой заключено
абсолютное пространство, то есть возникает целостное образование (рис.4"а").
Вместе с разделением субстанции
небытия на первичную материю и абсолютное пространство возникают силы, стремящиеся восстановить
равномерное распределение первичной материи – вернуть ее в состояние субстанции
небытия. Эти силы будут направлены к центру А. В связи с этим, достигнув некоторого
размера, целостное
образование начнет "свертываться", то
есть вся масса первичной
материи устремится к центру, и начнет формироваться ядро. Сосредотачиваясь
в центре, первичная материя
будет освобождать
абсолютное пространство, в которое
устремится субстанция небытия
с периферии (рис.6).
Продолжительность этого периода будет зависеть от свойств первичной
материи, в частности, ее
упругости.
Ядро будет сжиматься до тех пор, пока силы упругости внутри него не
будут превосходить силы потока
субстанции небытия,
направленные к центру ядра. Когда силы
упругости первичной материи
внутри ядра возрастут настолько, что будут превосходить
силы потока субстанции небытия, ядро начнет расширяться, приходя в
состояние целостного образования,
представленного на рисунке 4"а". Но ситуация будет уже другой. Навстречу движущейся от центра А первичной материи (рис.7) движется поток субстанции небытия.
Если первичная материя непроницаема
для субстанции небытия, то
ее движение в направлении от
центра А будет замедляться. В конечном итоге, под действием силы потока
она сменит направление и снова начнет двигаться к центру А. Таким образам, возникает уникальная
колебательная система.
Уникальность ее заключается в том, что при условии
непроницаемости вещественной материи для субстанции небытия, масса и энергия системы в целом будут расти. Это связано с тем, что целостное
образование, представляющее собой замкнутую систему, ни энергию, ни
массу терять не
может (система не может излучать энергию, скажем, в виде волн, так как
сама представляет собой волну, изначально движущуюся с очень маленькой скоростью). Вместе с тем
система будет поглощать энергию и массу потока
субстанции небытия, так как последний, возникнув вначале,
самопроизвольно исчезнуть не может. К тому же
величина потока будет зависеть от плотности первичной
материи – чем большую плотность
она будет приобретать, тем больше будет
освобождаться абсолютного
пространства, а вместе с тем больше будет и поток субстанции небытия,
направленный в область абсолютного
пространства (или в область разреженного состояния субстанции небытия).
Такая колебательная система, при заданных условиях, способна вовлечь в колебательный процесс огромную массу субстанции небытия
при бесконечно малом начальном
импульсе.
Но рост массы и энергии не может быть бесконечным. В конечном
итоге плотность и силы упругости ядра достигнут каких-то критических
значений, и тогда произойдет взрыв, при котором нарушится целостность
образования - произойдет разрушение сферы первичной
материи. Она распадется на
отдельные образования первичной
материи, а к бывшему центру целостного образования устремится поток субстанции
небытия, который начнет формирование
нового ядра (рис.8), который, в свою очередь, так же может прийти в критическое
состояние, и т.д.
В результате описанных процессов возникает
множество образований из
первичной материи. Каждое из них становится целостным образованием, в связи с
чем поток субстанции небытия разделяется (рис.9). Чем больше
возникает целостных образований, тем интенсивнее идет
поглощение субстанции небытия. Плотность ее быстро падает. Но с
уменьшением плотности субстанции небытия быстрее возникает критическое состояние ядер
целостных образований, а вместе
с тем стремительно уменьшаются их массы и размеры. Все это приводит к
формированию единого образования,
состоящего из автономных в среде разреженной
субстанции небытия.
Рис.9
Каждое автономное образование единого
образования представляет собой частицу в форме сферической волны, находящуюся в
состоянии динамического равновесия с окружающей средой, состоящей из
разреженной субстанции небытия. На рисунке 10 такая частица изображена в фазах
раскрытия волны (рис "а") и
ее сжатия (рис."б ").
Динамическое равновесие
существует за счет энергетического обмена – в направлении центра постоянно движется поток разреженной
субстанции небытия (энергия этого потока затрачивается на сжатие частицы в
упругое ядро), энергия ядра, при его раскрытии в волну,
возвращается в окружающую среду в виде свободных волн.
Учитывая то, что первичная материя и остаточная субстанция
небытия имеют одну и ту же природу и отличаются только плотностью, дадим им общее название – вещественная материя,
которое будем использовать в дальнейшем.
Разумеется, что описанная динамика целостного образования, приводящая к
формированию единого образования,
состоящего из автономных, есть попытка хотя бы как-то показать процесс
возникновения волновых частиц. Результаты
этой попытки вовсе не претендует на абсолютную истину. Однако
существование в начале нашего бытия единого образования, состоящего из волновых
частиц, является основой новой концепции в строении материи. И весь ход
рассуждений в последующих главах
будет тому бесспорным доказательством.
Итак, за начальную ситуацию в некоторый период
становления нашего бытия можно принять
существование облаков, состоящих из
сферических волновых частиц,
находящихся в среде разреженной
вещественной материи (разреженной субстанции небытия).