Глава 2. О душе вообще и душе человека в частности. Бессмертие.
Что я и кто я? Чем или кем я был до своего рождения, когда для меня не существовало окружающего мира? Кто я теперь, когда этот мир вокруг меня, и я чувствую себя его центром, центром вселенной, всего мироздания? Чем или кем буду я после своей физической смерти, которая неизбежна, когда все для меня исчезнет в небытие? Что такое душа, существует ли она вообще, будучи бессмертной, как утверждают некоторые религиозные учения? Какой смысл в моей жизни, и в чем смысл жизни вообще? Кто создал наш Мир, или он существовал вечно?…
Как только человек начал осознавать себя, открыв для себя таинственное и, казалось бы, непостижимое собственное ²я ², он стал непрестанно икать ответы на эти и многие другие вопросы, являющиеся главными вопросами его бытия. Однако и сегодня, как и многие тысячи лет тому назад, эти вопросы остались столь же актуальными, и трудно найти современного человека, который хотя бы однажды не задумался над ними в течение своей жизни.
Здесь следовало бы остановиться на различных философских течениях, научных гипотезах, религиозных догмах. Но из всего этого мы убедились бы только в том, что на эту тему существует множество суждений, одни из которых логичны, но не дают прямых ответов на поставленные вопросы, другие основаны на простых утверждениях без должных обоснований, третьи противоречат самой элементарной логике и известным законам окружающего нас материального мира. В первом случае мы так и не получаем конкретных ответов, в двух других случаях мы вольны верить или не верить навязываемым, но необоснованным ответам. Так или иначе, но вопросы остаются открытыми, а потому мы не будем рассматривать никакие бытующие суждения. Воспользовавшись строгими логическими рассуждениями, мы постараемся сами приблизиться к истине, на сколько это возможно.
Сами вопросы, поставленные вначале, определяют направление на исследование, так называемой, души вообще и души человека в частности.
Что такое душа? И как вообще зародилось понятие о ней?
С незапамятных времен, наблюдая смерть, человек задавался вопросом: что происходит? Еще недавно этот человек мог двигаться, разговаривать, мыслить, и вот он неподвижен, нем и глух ко всему происходящему вокруг. Внешне он совершенно не изменился, то есть его тело сохранило прежнюю форму, но в нем нет жизни: она куда-то исчезла. Простая логика приводила к мысли, что если тело после смерти остается прежним, но лишенным признаков жизни, то это означает, что в нем, как в оболочке, было что-то, что наполняло его жизнью. И вот когда это что-то покидает тело, то вместе с ним уходит и жизнь. Так зародилась мысль о существовании души – какой-то субстанции, представляющей неведомую жизненную силу.
То, что люди видят воочию, обычно не вызывает сомнений. А так как они видели, что человек после смерти с течением времени превращается в прах, то бренность телесной оболочки была очевидной. И никаких иллюзий по поводу ее возрождения практически не возникало.
Другое дело – душа. Она невидима и неосязаема, проявлять себя может, только управляя той телесной оболочкой, в которой заключена. Но все, что невидимо, неосязаемо, обладающее какой-то силой, порождает фантазии и домыслы.
Уверовавшись в существовании души, человек стал наделять ее всевозможными свойствами. В его воображении она стала бессмертной, обладающей всеми чертами характера того, кому она принадлежала. Но, как все мифическое, она так и осталась расплывчато-неопределенной. Люди представляют ее по-разному. По-разному представляют ее и различные религиозные течения, в которых душа является главной независимой составляющей жизни.
Таким образом, чтобы ответить на вопрос: «Что такое душа?», - необходимо вначале определиться, о какой душе идет речь? Но сейчас мы не будем уточнять ее мифическую сущность. Мы вернемся к этому вопросу после знакомства с нервной системой человека. Ибо чего лукавить, мы не в каменном веке, и мало кому неизвестно, что душевное равновесие человека зависит от состояния его нервной системы.
Нервная система человека (впрочем, как и любого живого организма) представляет собой единую систему, условно подразделенную на центральную (головной и спинной мозг) и периферийную (органы чувств). Мы же воспользуемся совершенно другим разделением.
Приведенная на рисунке 1 схема представляет собой условное разделение единой нервной системы человека на части, каждая из которых функционально отличается от других. И хотя эти части могут не быть целостными в составе нервной системы, на схеме они обозначены как целостные образования, что обеспечивает наглядность при изучении нервной системы в целом.
Выделенная пунктирным контуром часть схемы, представляет собой локальную систему, состоящую из органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и гравитации) и центра предварительной обработки информации (ЦПО). Таким образом, она является совокупностью периферийной нервной системы и части центральной, занятой обработкой информации. Назовем ее сенсорной (чувствительной) системой. Очевидно, что сенсорная система выполняет функции сбора и предварительной обработки информации.
Рассмотрим другие составляющие нервной системы, обозначенные на схеме.
Что представляет собой система памяти программ инстинктов (СППИ)?
С проявлением инстинктов все мы сталкиваемся постоянно, хотя мало кто задумывался об их природе. Нам известно, что инстинкты передаются по наследству, а потому представляют собой безусловные рефлексы. То есть их наличие не зависит от условий развития того или другого организма и человека в частности. Нам известно так же, что вся наследственная информация, в соответствии с которой строится живой организм, находится в генах. Очевидно, что информация должна быть записана в них в виде программ, управляющих строительством организма.
1 – 6 – органы периферийной нервной
системы.
ЦПО - центр предварительной
обработки информации.
СППИ – система памяти программ
инстинктов.
ОС – операционная система.
СПП – система приобретенной
памяти.
УВО – управление внутренними
органами.
ЦУ – центр управления
Рис. 1.
Однако часть наследственной информации никакого отношения к этому строительству не имеет. Она представлена программами, обуславливающими поведение построенного организма в штатных ситуациях. Эти программы остаются в специальной памяти центральной нервной системы и запускаются в ответ на определенные раздражители, соответствующие той штатной ситуации, для которых они были созданы природой в процессе эволюции организма. Та часть нервной системы, которая хранит записи таких программ, и названа мной системой памяти программ инстинктов (СППИ).
Следует предположить, что программа инстинктов не заложена непосредственно в самих генах. Она закладывается в процессе формирования центральной нервной системы под управлением генов.1
Оперативная система (ОС) представляет собой ту часть центральной нервной системы, которая производит все логические операции (поиск и обработка информации, анализ, сопоставление, расчеты, разработка программ, управление и т. д.). Развитая операционная система – главный признак разума.
Система приобретенной памяти (СПП) – это часть центральной нервной системы, хранящая приобретенную информацию и разработанные операционной системой программы.
Центр управления (ЦУ) – это система управления двигательными органами (мышцами).
Управление внутренними органами (УВО) представляет собой часть центральной нервной системы, управляющую работой внутренних органов.
Все части нервной системы, будь то органы чувств, сенсорная система в целом, системы памяти, операционная система, - все они появились не сразу, а в некоторой последовательности в процессе эволюции живых организмов. Эта последовательность диктовалась потребностью, свойственной той или другой форме жизни. Так для простейших живых организмов, ведущих пассивную жизнедеятельность, было необходимо и достаточно иметь контактные органы чувств, которые давали бы информацию о присутствии какого-то материального объекта и его пищевой пригодности. Этим требованиям отвечают органы осязания и вкуса. Исходя из приведенных соображений, следует предположить, что названные органы чувств были самыми древними.
С переходом к активной деятельности, когда организм приобрел двигательные органы, появилась потребность в дистанционных органах чувств: обонянии, слухе и зрении.
Уже с появлением первых органов, которые должны были присутствовать на самом элементарном уровне жизни, должна была сформироваться система памяти программ инстинктов (СППИ). О возникновении операционной системы и системы приобретенной памяти на этом этапе не могло быть и речи.
В процессе эволюции СППИ пополнялась все более сложными программами, которые охватывали все большее количество штатных ситуаций. Однако в связи с бурным развитием жизни на Земле, условия жизни каждого организма все усложнялись. Программы инстинктов не могли предусмотреть все возможные ситуации. К тому же одна и та же ситуация могла активизировать сразу несколько программ инстинктов, среди которых могли быть и противоречивые по отношению друг к другу. Возникла необходимость в какой-то системе, управляющей программами инстинктов. Такую задачу могла решить только операционная система. Таким образом, работа операционной системы на первом этапе, судя по всему, сводилась к элементарной оценке ситуации и управлению программами инстинктов. На этом этапе операционная система еще не обладала способностью разрабатывать собственные программы. По сути, она представляла собой коммутатор, подключающий ту или другую программу инстинктов в зависимости от ситуации. Последующее развитие операционной системы привело ее к способности составлять собственные программы. Так называемые условные рефлексы, вызываются в ответ на раздражители именно этими, разработанными операционной системой, программами. Но одновременно с возникновением способности к разработке собственных программ операционной системой, появляется необходимость в системе, обеспечивающей хранение этих программ. А это означает, что одновременно с развитием операционной системы формировалась система приобретенной памяти.
С появлением операционной системы и системы приобретенной памяти закончился этап структурного развития нервной системы. В дальнейшем она претерпевала только качественные изменения. В результате таких изменений совершенствовались и операционная система, и система приобретенной памяти, получивших наивысшее развитие на Земле в организме человека.
Работа нервной системы человека, исполнение ею основных функций, наглядно иллюстрируется самой схемой, приведенной на рис. 1.
Информация, поступающая от органов чувств, сначала обрабатывается в центре предварительной обработки информации (ЦПО) и поступает одновременно в СППИ и операционную систему. При этом следует еще раз подчеркнуть, что центр предварительной обработки информации не является целостным. Он состоит из частей, которые могут находиться в разных местах головного мозга. СППИ и операционная система, вероятно, работают на конкурентной основе. Это требует пояснения.
Как мы уже отмечали, в ходе развития нервной системы в целом, система памяти программ инстинктов образовалась раньше операционной системы. С появлением последней, прямая связь СППИ с сенсорной системой не аннулировалась, в связи с чем, информация от органов чувств все так же напрямую поступает в СППИ и так же приводит в готовность соответствующие программы инстинктов. Но если раньше эти программы беспрепятственно запускались на исполнение, то с появлением операционной системы, они стали блокироваться ею. Но не сразу, а после оценки ситуации. Однако это происходит не всегда, так как здесь решает фактор времени. Операционная система, получив информацию одновременно с СППИ, может запустить свои программы. Исходя из этого, в разных ситуациях центральная система работает не одинаково. Можно предположить, что она работает следующим образом.
В спокойной обстановке операционная система, быстро оценив ситуацию, сразу же блокирует СППИ и приступает к своей аналитической деятельности: производит сравнение программ, имеющихся в СППИ и системе приобретенной памяти, соответствующих ситуации, вырабатывает альтернативную и принимает оптимальную.
В экстремальных условиях работа центральной нервной системы зависит от степени опасности ситуации. Рассмотрим несколько таких ситуаций.
Ситуация угрожающая, но не критическая. Операционная система успевает определить степень опасности и может блокировать СППИ. Работает в форсированном режиме и вырабатывает программу действий. Человек находится в состоянии возбуждения.
Ситуация угрожающая, критическая. Время для принятия решения операционной системой сильно ограничено. В этом случае, в зависимости от особенностей ситуации, а так же некоторых особенностей центральной нервной системы конкретного человека, возможны различные варианты.
Предположим, что операционная система успевает оценить ситуацию (определить степень опасности) и блокировать СППИ. При этом она начинает форсированную работу (в критическом режиме) по выработке своей программы действий. Возникает перегрузка, угрожающая необратимыми нарушениями в самой системе. В этом случае может сработать защита, в результате чего часть операционной системы блокируется, и работает только та часть, которая управляет СППИ. Это состояние соответствует панике. В этом же случае операционная система может отключиться почти полностью. Тогда все управление может перейти либо СППИ (если она разблокировалась операционной системой до ее отключения), либо организм остается без управления (если операционная система не успела разблокировать СППИ). В первом случае человеком овладевает безграничная паника, во втором – он находится в состоянии оцепенения.
В случае, когда операционная система по той или другой причине не может быстро оценить ситуацию (чаще это происходит при недостатке информации или чрезвычайно быстро надвигающейся опасности), то она не успевает блокировать СППИ, которая незамедлительно реализует свои программы, соответствующие полученной информации. Человек при этом, как правило, испытывает испуг, а его действия подчинены инстинкту.
Операционная система может возбуждаться от трех источников информации: центра обработки информации (сенсорной системы в целом), системы приобретенной памяти и системы памяти программ инстинктов. Вот почему в рассмотренных ситуациях операционная система не может отключиться полностью, пока работают перечисленные источники информации. Однако в некоторых ситуациях, при чрезвычайно экстремальных условиях, когда операционная система, работая в критическом режиме, так и не находит решения, а СППИ не располагает программой, отвечающей этой ситуации, поступающая информация вновь и вновь возбуждает операционную систему, не давая ей возможности полностью отключиться и избежать перегрузок. На этот случай предусмотрена более глубокая защита, – операционная система отключает источник опасной информации (в частности сенсорную систему), и отключается сама. Человек теряет сознание.
Итак, мы рассмотрели предполагаемые варианты работы центральной нервной системы в зависимости от различных ситуаций. Но практическая ее работа может несколько отличаться от описанной выше. Так блокирование СППИ операционной системой может производиться по предварительному запросу самой СППИ, а не по инициативе операционной системы. Или возможны оба варианта в зависимости от ситуации. К тому же мы рассмотрели работу центральной нервной системы только в зависимости от информации, получаемой от органов чувств. Но центральная нервная система может работать и без нее, используя другие источники информации, получаемые от СППИ и системы приобретенной памяти. В этом случае центральная нервная система работает несколько иначе.
Во-первых, следует отметить, что операционная система единовременно может решать только одну задачу. Вот почему, обрабатывая информацию, взятую из системы приобретенной памяти и решая какую-то задачу, операционная система не имеет возможности решать другую, например, связанную с информацией, получаемой от сенсорной системы. Информация от сенсорной системы в этом случае остается как бы не востребованной. И тогда мы говорим, что человек ушел в себя. Это образное выражение совершенно точно отражает суть. Центральная нервная система действительно замыкается в себе, отгораживается от внешнего мира. Человек может задуматься (уйти в себя) до такой степени, что совершенно не воспринимает окружающий мир и теряет чувство времени. Однако операционная система сама выбирает источник информации, поэтому при решении какой-то одной задачи она может переключаться на прием информации от разных источников. Другими словами она сама осуществляет поиск необходимой информации. А потому человек может глубоко уйти в себя только в том случае, когда операционной системе не требуется информации извне.
Вероятно, кто-то может не согласиться с тем, что операционная система человека может решать единовременно только одну задачу. Он может привести примеры, когда люди способны решать сразу несколько задач. Известны случаи, когда человек может писать, слушать и одновременно отвечать на вопросы. Однако здесь скрывается заблуждение. Дело в том, что операционная система, СППИ и система приобретенной памяти (СПП) могут работать параллельно, относительно независимо друг от друга. Операционная система может решать задачу, в то время как СППИ и система приобретенной памяти могут исполнять заложенную в них программу. В этом можно легко убедиться. Попробуйте одновременно писать и говорить, и вы непременно заметите, что ваше внимание постоянно переключается. Происходит следующее.
Операционная система составляет программу написания слова или короткой фразы, переправляет ее в систему приобретенной памяти и дает команду на исполнение. Система приобретенной памяти исполняет заданную программу (человек пишет), в то время как операционная система может управлять речью и т. д. При большом опыте (тренировке) такое переключение становится практически не ощутимым. По тому же принципу, кстати, управляется независимая работа рук и пальцев музыканта, играющего на клавишных инструментах. А вспомните, к примеру, как вы идете знакомой дорогой? Вы можете не задумываться о маршруте. Можете углубиться в размышления, не замечая ничего окружающего, но с дороги вы не собьетесь. И все потому, что программа вашего движения по заданному маршруту хранится в системе приобретенной памяти. Операционная система дает команду на ее исполнение, сама же может заниматься другой работой.
Краткое знакомство с нервной системой человека не позволяет рассмотреть все особенности ее работы. Но для дальнейших рассуждений нам будет достаточно и этого. Вернемся к вопросу: что такое душа человека?
Давайте посмотрим, как каждый из нас ощущает собственное «я». Проведем небольшой эксперимент. Вызовите у себя это ощущение, и вы непременно сосредоточите, в первую очередь, свое зрение на окружающей вас части внешнего мира. Заметьте, вы не ушли в себя, в свое внутреннее созерцание, вы созерцаете внешний мир и, через его видение, ощущаете свое «я». Подсознательно возникает мысль: ²Я вижу, – значит существую.²
Закройте глаза. Теперь, пытаясь ощутить себя, вы будете прислушиваться к окружающим вас звукам, остро почувствуете все то, к чему прикасаетесь. И, опять же, ощутите свое «я» через восприятие внешнего мира своими органами чувств. Подсознательно возникает мысль: ²Я чувствую, значит существую.²
Попытайтесь уйти в себя. Для этого задайте себе вопрос: ²Кто я?² - и постарайтесь на него ответить. И вот вы уже обращаетесь к памяти, извлекаете из нее имя, возраст, пол, свою профессию, привычки, свое положение в обществе и т.д. Вы ушли в себя, в свое внутреннее созерцание. Когда вы выйдете из этого состояния, вспомните, было ли у вас ощущение собственного «я»? Непосредственное ощущение? Нет, непосредственно (физически) вы не ощущали себя. По сути, самый элементарный мыслительный процесс, заставляет вас замыкаться, и это притупляет ощущение собственного «я», оно уходит в подсознание. Но что такое подсознание, и где оно находится? В нашей схеме его нет. Строго говоря, никакого подсознания вообще не существует. Есть сознание, которое представляет операционная система. Существующее же понятие о подсознании основано на проявлении не до конца обработанной операционной системой информации от системы приобретенной памяти или СППИ. Иначе говоря, память об ощущении собственного «я», когда человек уходит в себя, остается в системе приобретенной памяти, и она не востребована.
Теперь зададимся вопросом, что ассоциируется с понятием души у человека? Очевидно, это связано с его способностью к ощущению окружающего мира, и через это ощущать себя в нем, ощущать собственное «я». (Условимся в дальнейшем называть ощущение собственного «я» самоощущением).
Таким образом, одним из составляющих элементов человеческой души является самоощущение, отвечающее на вопрос: есть ли я? Другой составляющей души является самоосознание, которое отвечает на вопрос: кто я?
Обе составляющие души различны по своей природе. Самоощущение проявляется через сенсорную систему и у человека осознается операционной системой. Самоосознание же рождается в самой операционной системе на основе информации, хранящейся в системе приобретенной памяти. В соответствии с таким объективным представлением, душа человека подвержена изменениям, так как зависит от содержания памяти. Каноническое же представление о душе связано с ее неизменностью. Из чего следует, что по каноническим (религиозным) представлениям она является лишь частью духовной целостности человека, так как неизменным является только самоощущение. Однако самоощущение непосредственно связано с жизнью – есть самоощущение, значит, человек живет, нет, – нет и жизни. Таким образом, каноническая душа представляет саму жизнь, как жизнедеятельность самого организма.
Самоосознание выражает содержание жизни. В нем отражается весь жизненный путь конкретного человека, его интеллект, в связи с чем объективное представление о душе человека определяет наличие, как жизни, так и соответствующего ей интеллекта.
Теперь давайте задумаемся, что же нас волнует в первую очередь при мысли о предстоящей смерти? На первый взгляд – утрата объективной души. Казалось бы, нам в одинаковой мере жаль терять, как саму связь с окружающим нас миром (непосредственное самоощущение), так и память обо всей нашей жизни (в том числе и интеллект). Но это только на первый взгляд. Конечно, нам хотелось бы, чтобы сохранилась вся душа в объективном ее представлении. Но в первую очередь нас охватывает сожаление о безвозвратно потерянной связи с окружающим нас миром – потере ощущения собственного «я» (самоощущения). Ибо с потерей его мы должны исчезнуть в небытие. Мы несоизмеримо меньше сожалели бы о потере памяти, приобретенного нами жизненного опыта – пусть вся наша прежняя жизнь уйдет в небытие, но при этом останется самоощущение, то есть пусть сохранится физическая жизнь. И пусть при этом вы не узнаете своих родных, друзей, свой дом, родной край, но вы останетесь со всем этим, и все это будет в вашей новой интеллектуальной жизни. Содержание же объективной души вновь восполнится и будет таким же полноценным, как и прежде. И если бы мы знали, что наше самоощущение после нашей физической смерти не исчезает, то есть наша каноническая душа бессмертна, то мы и себя считали бы бессмертными.
А что если это так и есть? Давайте разберемся.
На поставленный вопрос можно ответить очень просто. Поскольку каноническая душа непосредственно связана с самой жизнью, а ее проявление отражается в самоощущении, то каноническая душа преемственна, как преемственна сама жизнь. В таком случае каноническая душа любого конкретного человека содержит в себе души всех предшествующих ему форм жизни, связанных последовательной наследственностью, начиная с простейшего живого организма. Но такой ответ не дает ответа на многие вопросы. Начнем с первого из них: как происходит наследственность жизни, а вместе с тем и наследственность канонической души?
Как мы уже определили, каноническая душа выражается в самоощущении. Самоощущение проявляется через сенсорную систему и осознается оперативной, то есть каноническая душа есть результат деятельности нервной системы. Нервная же система человека передается по наследству – ее строение заложено в генах. Другими словами, ребенок при рождении имеет нервную систему, строение которой обусловлено генами родителей. Однако насколько тождественна наследственная передача канонической души, и чем она отличается от души любого животного?
Ответ на вторую часть вопроса мы найдем, если заметим, что самоощущение может быть осознанным и неосознанным. Осознанное самоощущение (или осознанная каноническая душа) свойственно живому организму с развитой операционной системой, обладающей способностью к абстрактному мышлению и способной решать логические задачи, так как операционная система должна сделать логический вывод: ²Если мои органы чувств ощущают окружающий мир, значит, я существую.² Неосознанная каноническая душа свойственна живому организму, у которого операционная система не способна к абстрактному мышлению, а потому она не может осознать себя через восприятие окружающего мира. Бесспорно, что человек имеет осознанное самоощущение. Вместе с тем можно предположить, что все другие живые организмы на Земле, включая приматов, имеют неосознанные канонические души.
Ответить на первую часть вопроса сложнее. Во-первых, абсолютной тождественности в потомстве нет и не может быть, хотя бы по простой причине, что потомство имеет наследственность от обоих родителей.* Во-вторых, здесь возникает вопрос: ²Если наши дети имеют наши канонические души, то почему мы не ощущаем в них себя?²
Чтобы рассмотреть эти вопросы, проведем мысленный эксперимент.
Отберем для эксперимента N человек и уничтожим полностью всю информацию, хранящуюся в их системах приобретенной памяти. Так как эта операция не затрагивает само строение нервной системы, то самоощущение (каноническая душа) сохраняется в неизменном виде.
Сделаем копию памяти некоторого человека Икс и внедрим ее в систему приобретенной памяти каждому испытуемому. Что при этом произойдет? Вполне очевидно, что каждый из них в первый момент будет осознавать себя Иксом и на вопрос: "Кто ты?" – непременно ответит: "Я – Икс". Заметьте, это произойдет, не смотря на то, что каноническая душа осталась от другого человека.
Интересно в нашем эксперименте и то, что, считая себя Иксом, каждый испытуемый будет обособленной личностью, не ощущающей свое множество, представленное остальными участниками эксперимента.
А теперь ужесточим эксперимент (благо он мысленный). Возьмем двух человек – Икса и Игрека. Уничтожим всю информацию в системе приобретенной памяти Игрека и внедрим в нее память Икса, после чего сам Икс умертвим. Если Икс не был посвящен в идею эксперимента, то по его завершению, в первый момент он не заметит подмены. И не будь в его памяти информации о своем прежнем облике и самочувствии, он до конца жизни пребывал бы в заблуждении, что он таковым был от рождения.
Какие выводы мы можем сделать на основе наших мысленных экспериментов?
Во-первых, мы убедились, что каноническая душа не зависит от содержания системы приобретенной памяти. Во-вторых, каноническая душа любого человека совместима с содержанием системы приобретенной памяти любого другого человека. А так как в совокупности каноническая душа и содержание системы приобретенной памяти, определяющее самоосознание, являются объективной душой конкретного человека, то ее индивидуальность определяется только содержанием памяти. И, в-третьих, как это видно из первого эксперимента, одна и та же личность представленная во множестве, не ощущает своей множественности. Копии индивидуальности, представленные во множестве, в первый момент не отличаются от оригинала, но они обособлены в самоощущении. Если бы не было этой обособленности, то каждый из испытуемых ощущал бы себя в остальных.
Тот факт, что каноническая душа совместима с любым содержанием системы приобретенной памяти (при этом ее замена никак не отражается на индивидуальности) говорит о том, что она практически одинакова у каждого человека. По сути, она едина во множестве. Невозможность же прямого ощущения общности канонических душ обусловлена обособленностью самих нервных систем, являющихся центрами восприятия внешнего мира. Второй мысленный эксперимент показывает, что такая обособленность не препятствует передаче индивидуальности, сформированной в одной нервной системе, другой. И теперь, возвращаясь к вопросу о бессмертии, можно с полной уверенностью сказать, что душа, в каноническом ее представлении бессмертна. Действительно, у новорожденного система приобретенной памяти пуста,– в ней нет никакой информации. Его объективная душа в это время тождественна канонической. Точно такие же канонические души имели при своем рождении и его родители и все люди вообще. И только в последующем, когда система приобретенной памяти наполняется содержанием, человек приобретает свою индивидуальность, которая в принципе может повторить любую другую.
В целях большей наглядности при усвоении сущности души человека можно привести образное сравнение. Тело любого живого организма можно сравнить с сосудом, имеющим определенные свойства. Если мы имеем несколько пустых абсолютно одинаковых сосудов, то они взаимозаменяемы. Если же они имеют содержимое, то и отличаться они будут только содержимым. Такие сосуды с одинаковым содержимым являются копиями друг друга. Все новорожденные люди подобны одинаковым сосудам, имеющим одинаковую форму и свойства, то есть биологически дети тождественны. А это означает, что тождественны и их канонические души. Объективная же душа человека зависит от ее содержания, то есть от содержания памяти, которая определяет и его характер, и интеллект, и приобретенные навыки.
Говоря о канонической душе, следует еще раз подчеркнуть, что она проявляется в самоощущении, то есть ощущении собственного «я». И это следует отождествлять с ощущением самой жизни. Мы это осознаем, когда операционная система, на основе информации от сенсорной системы, вырабатывает мысль: "Я чувствую, значит, существую (живу)". Так как каноническая душа представляет саму жизнь, то пока жив хотя бы один человек, в нем будет жить все человечество, все люди, когда-либо живущие на Земле.
На этом можно было бы и закончить. Но вывод, к которому мы пришли путем логических рассуждений, таит в себе скрытую опасность. Могут найтись люди, которые попытаются использовать его самым неожиданным образом. В самом деле, если душа вообще бессмертна, то душа каждого конкретного живого существа и, в частности, человека не представляет никакой ценности. Ведь умирая, он остается в своем потомстве, в других людях. Но такое суждение в корне неверно. Вся суть в том, что сохраняется только каноническая душа. Ценность же конкретного человека определяется его объективной душой, которая в части самоосознания уникальна и неповторима. За всю историю человечества вы не найдете хотя бы двух человек, жизнь которых сложились бы абсолютно одинаково.
.