Глава 7.  Криминальная Россия.

          (Хроника некоторых событий 1989 – 1998 г.г.)

 

Любая государственная реформа может быть оправдана только в том случае, если она в кратчайшие сроки приведет к повышению уровня жизни подавляющей части населения. Казалось бы, что такое требование к реформе очевидно и не требует доказательств. Если исходить из принципа социальной справедливости, то это так. Однако государственные реформы далеко не всегда направлены на улучшение благосостояния большинства. Все зависит от установившегося строя. Если государство подлинно демократическое, то в нем практически невозможно провести какую-то реформу, ущемляющую интересы даже незначительной части законопослушных граждан, независимо от того, краткосрочная или долгосрочная эта реформа. Если в государстве установлен диктаторский режим, то все реформы происходят по воле диктатора. И здесь не следует говорить, что все они плохие. Нет, любой диктатор искренне хочет, чтобы народ, в управляемом им государстве жил как можно лучше. В противном случае это уже не просто диктатор, а деспот. Но диктаторский режим тем и плох, что помимо ущемления прав и свобод граждан, он сковывает их инициативу, которая могла бы быть использована на полезные преобразования. Диктатор может держать в повиновении всю страну, так как в его руках сосредоточены все силовые структуры. Но он не может уследить за многоукладностью жизни. А потому стремится свести политическую жизнь в одно русло. Я уже не говорю об экономике. Грубое вмешательство в нее, когда вопреки элементарным экономическим законам планируются и спрос, и предложение, приводит к дестабилизации производства, внося хаос и неразбериху. Все это было присуще СССР.

Ни один из диктаторов в Советском Союзе по своей натуре не был деспотом. Не был им даже Сталин. Каждый из них управлял государством исходя из собственного понятия добра и зла. Не был исключением и Горбачев, искренне желавший процветания стране, первым президентом которой он был. Скудоумие – вот причина зла, которое несли диктаторы СССР своему народу.

 Но распался Советский Союз. Вместе с ним прекратил свое существование  прежний диктаторский режим. Все произошло тихо и мирно, как и должно быть, когда диктатор теряет власть.

 Интересно заметить, что коммунистическая партия, насчитывающая к тому времени около 14 миллионов человек, рассыпалась сразу, как только ее лидер (генеральный секретарь) потерял власть в государстве. Имея мощную развитую структуру в регионах страны, коммунистическая партия не сделала даже слабой попытки защитить Горбачева и сохранить Союз. Привыкшие действовать только по указаниям сверху партийные лидеры регионов были не способны взять инициативу в свои руки. Для того, чтобы броситься на защиту своего лидера, им нужна была команда: "Фас".  Но дать такую команду было уже не кому.

 Правопреемником того, что осталось от Великого государства, стал Ельцин, при чем неожиданно для него самого. Будучи марионеточным президентом федеративной республики в составе СССР, он в одночасье стал независимым. Вся полнота власти свалилась к нему как манна небесная.

То, что Ельцин стал главой Российского государства, было явлением в одинаковой мере случайным и закономерным. Не уступи ему место Казанец в бывшем Верховном Совете РСФСР, не будь ГКЧП, все могло бы сложиться по-другому.

В то же время в сложившейся ситуации приход его к власти можно признать закономерным. Бездарные действия, связанные с "перестройкой", довольно быстро вызвали нелюбовь к Горбачеву большинства населения страны. Уже само его появление вместе со своей супругой на экранах телевизоров вызывало раздражение. И тут появляется критическая статья Ельцина (бывшего тогда первым секретарем  горкома партии г. Москвы)  со стенограммой заседания Политбюро ЦК КПСС. В один миг он стал известен всей стране, как борец за правду. Сейчас трудно сказать, что побудило написать Ельцина эту статью? На что он рассчитывал? Он должен был бы знать, чем это ему грозит. Если сказать, что он осознанно шел на противостояние с ЦК КПСС, то это никак не вяжется с последующим его раскаянием. Но, так или иначе, статья с критикой в адрес ЦК КПСС была им написана, и он стал одним из самых популярных политиков страны.

Приобретя, таким образом, популярность, он стал героем многочисленных скандальных публикаций. А так как пресса в основном служила интересам существующей власти, то в большинстве своем она осуждала Ельцина. И нужно сказать, что ничто  не сослужило ему такую службу, как их нападки. В СССР уже давно сложился уникальный стереотип человека, подвергающийся гонениям со стороны властей. Кто бы этот человек ни был, он всегда воспринимался борцом за справедливость. И чем больше было травли этого человека, тем с большей симпатией относились к нему соотечественники. Все негативные эпизоды из его жизни принимались за клевету и приписывались проискам власти. Учитывая то, что далеко не все, что писала пресса, было вымыслом, с человеком происходила метаморфоза, – чем хуже он был, тем лучше он выглядел в глазах общественности. В результате такой метаморфозы из заурядного партийного функционера Ельцин в глазах народа превратился в "маститого" политика. В последствии, непредсказуемость его поступков, вызванная отсутствием какой-либо собственной программы по осуществлению преобразований в государстве, воспринималась как тонкий политический расчет. Пьяная разнузданность, объяснялась душевной простотой русского мужика. В его амбициях усматривали принципиальность. И даже патологическое косноязычие, которое уж никак, казалось бы, не красило его, сближало его с простонародьем несравнимо больше, нежели красноречие Горбачева. Фактически же у руля государства с одобрения большей части населения оказался бездарный человек с невысоким интеллектом.

Когда у власти находится человек недалекого ума, но с большими амбициями, вокруг него сразу же начинают собираться всякого рода мошенники. Обвести вокруг пальца такого человека не стоит особого труда. Немного лести, немного пыли, в виде научно обоснованных программ, и вот он уже незаменимый человек – советник. Но вначале этим воспользовались прожектеры. Наиболее известными из них были господа Гайдар и Явлинский,  написавшие с поразительной быстротой  свои пресловутые программы и оперативно представившие их президенту. Судя по их программам, вывести Россию из начавшегося глубокого экономического кризиса ничего не стоило. Программой г. Явлинского на это отводилось всего 500 дней. Она так и называлась: "Программа 500 дней". Но более разворотливым оказался г. Гайдар, ставший премьер-министром.  Его программа была предельно проста в реализации, поскольку не требовала практически никаких усилий. Государству нужно было просто отмежеваться от народного хозяйства, раздать собственность в частные руки и ждать, пока стихийно сложатся рыночные отношения. Такая программа г. Ельцина вполне устраивала. Ведь в соответствии с ней от него ничего не требовалось. Таким образом, экономические процессы в стране были пущены на самотек, и произошло то, что и должно было произойти.

В условиях спада промышленного производства началась инфляция, которая вскоре переросла в гиперинфляцию. Население быстро оказалось ограбленным, – в результате инфляции они потеряли все свои сбережения.

Здесь необходимо дать пояснения. Я написал, что население было ограблено, и тут же отметил, что свои сбережения оно потеряло в результате инфляции. Может показаться, что здесь кроется противоречие. Однако никакого противоречия в моих суждениях нет. Капитал никогда не исчезает в никуда. Инфляция – это процесс перераспределения капитала. Капитал тем и характерен, что он постоянно находится в обороте, то есть в движении, а потому он всегда привязан к материальным ценностям.  Проследим, как происходил процесс инфляции в России.

В условиях единого хозяйства до распада СССР была налажена (пусть и не в совершенстве) система поставок энергетических и сырьевых ресурсов. Существовала определенная специализация, при которой комплектующие изделия производились в одной республике, а товарная продукция в другой. В связи с распадом СССР нарушились все производственно-экономические связи между бывшими союзными республиками. Это не замедлило сказаться на спаде промышленного производства. В результате, на первом этапе, снизились доходы производственных рабочих. Упала их покупательная способность, и они вынуждены были прибегнуть к своим сбережениям, хранящимся в государственных сбербанках. В то же время заработная плата руководящего аппарата предприятий, инженерно-технических работников и вспомогательных рабочих осталась практически без изменения, - они имели твердые ставки (оклады). Сохранились доходы работников бюджетных организаций, сферы обслуживания и пенсионеров. Таким образом, общая покупательная способность населения осталась в прежних пределах. Но, в связи со спадом промышленного производства, это привело к неизбежному острому дефициту практически всех промышленных товаров.

Спад производства на предприятиях на первом этапе происходил без сокращения работающих. Естественно, что это сказывалось на себестоимости производимой продукции. Она резко возросла. Соответственно это повлекло за собой повышение розничных цен. А это в свою очередь привело к падению покупательной способности работников бюджетных организаций, пенсионеров и инженерно-технических работников предприятий. Они так же были вынуждены прибегать к своим сбережениям. В связи с этим, спрос на них в сбербанках вырос настолько, что стало не хватать наличных денег. Правительство принимает решение, увеличить денежную массу, и направляет вновь напечатанные деньги в банки.  Произошел первый виток инфляции.

К этому времени заработная плата производственных рабочих упала настолько, что предприятия были вынуждены повышать ее, еще больше увеличивая стоимость своей продукции. Предприимчивая часть населения быстро поняла, что деньги обесцениваются, а потому сохранить свои накопления они могут только в виде товаров. Они начинают скупать все, что в условиях острого общего дефицита можно было достать. Спрос на деньги в банках опять же увеличился. При чем на столько, что другая часть населения, в их числе и пенсионеры, реализовать свои сбережения не могла. Положение усугублялось тем, что банки в то время выдавали кредиты и ссуды без учета инфляции. Этим быстро воспользовались "предприимчивые" люди, имеющие (в силу своего положения) возможность получать практически беспроцентные ссуды. Они брали их в банке, скупали недвижимость и промышленные товары (обостряя тем самым их дефицит), а потом погашали обесцененными деньгами.  Этой же возможностью воспользовались предприниматели, которых в бытность СССР называли спекулянтами. Получить такую ссуду можно было, дав взятку банковскому чиновнику или воспользоваться знакомством с нужными людьми.

В сложившихся условиях банки необходимо было постоянно пополнять наличными деньгами. Печатный денежный станок начинает работать уже безостановочно.

Это был второй виток инфляции, который быстро вырос в гиперинфляцию. Затем последовали третий и четвертый, и инфляция достигла невиданных размеров. Процессы, вызвавшие их, я не буду описывать, так как, чтобы показать механизм перераспределения капитала, достаточно проанализировать события, происходящие при первых двух ее витках.

Что же произошло?

Когда происходили описанные события, банки в основном были государственными. А уж если говорить о сбережениях населения, то они находились только в государственных сбербанках. Если бы банки были не государственными, а частными, то при такой кредитной политике они сразу же обанкротились бы. Государственные банки обанкротиться не могут, так как правительство имеет печатный денежный станок, который может запустить в любое время. Наращивая рост денежной массы и направляя ее в государственные  банки, правительство тем самым сохраняет государственный капитал. Не индексируя при этом сбережения вкладчиков в сбербанки, оно обкрадывает их. При гиперинфляции внушительные вклады превращаются в символические. Так если в 1989 году за 6 тысяч рублей можно было купить новую модель автомобиля "Жигули", то уже в 1993 году за эти деньги можно было купить, разве что, пару носков.

Но если государственный капитал сохранялся, то напрашивается вопрос, куда он исчез? Дело в том, что, не смотря на практически неограниченные пополнения банков денежной массой, вскоре обнаружилось, что государству не хватает бюджета.

Описывая события того периода, я отметил, что банки предоставляли ссуды и кредиты без последующей их индексации. Это привело к тому, что львиная доля государственных денег и сбережений населения перекочевала к "предприимчивым" людям из числа банковских служащих, разного рода государственных чиновников, представителей власти и людей, установивших с ними "деловые" связи путем дачи взяток и вовлечения в совместный "бизнес".

Видело ли все это правительство? Если предположить, что оно об этом ничего не ведало, то всех его министров (в том числе и возглавлявшего его г. Гайдара) следует признать идиотами. Если все это происходило с ведома правительства, то оно было преступно. В действительности же было и то и другое. Как любой прожектер, г. Гайдар не отличался глубокомыслием. Инфляцию он воспринимал как неизбежный процесс при переходе к рыночным отношениям. Знал ли он, что казну разворовывают? Полагаю, да, так как трудно представить обратное. Но тогда почему не были приняты  никакие меры? Опять же, думаю, по простой причине. Гайдар воспринимал это как временное явление, сопутствующее переходному периоду к рыночным отношениям.

Видел ли, как разворовывается государственная казна г. Ельцин? Если не видел сам, то, несомненно, ему об этом доносили. В таком случае, почему он, как президент, не принял никаких мер по наведению порядка? Ответить на этот вопрос так же несложно. Ельцин был занят более "важными" делами, - он делил власть с бывшим Верховным Советом. В вопросах экономики он полностью полагался на г. Гайдара, считая его человеком умным и дальновидным.

Кто еще мог остановить начавшуюся криминализацию страны? Верховный Совет? Да, с его стороны предпринимались некоторые попытки. Большинство парламентариев к этому времени уже поняло, что к власти (не без их участия) пришел человек, не способный управлять государством. Так ряд депутатов вносил предложение рассмотреть вопрос о недоверии президенту. Однако это предложение не находило большинства среди депутатов. Большинство их было направлено против правительства, усматривая весь корень зла в нем и, в частности, в г. Гайдаре. Но на требование Верховного Совета отправить г. Гайдара в отставку, Ельцин, со свойственным ему косноязычием, отвечал: "Гайдара я не отдам, потому что он умный".

Но прозрение парламентариев пришло слишком поздно. До того сам же Верховный Совет  наделил Ельцина дополнительными полномочиями. То есть парламентарии сами же укрепили его власть. Запоздалое прозрение и последующая борьба за отстранение Ельцина от власти обернулись невиданным в истории демократических государств событием. Верховный Совет был разогнан с применением оружия. Здание Верховного Совета было окружено войсками и расстреляно из танковых орудий. Некоторые депутаты, после того как они покинули здание, были задержаны и избиты.

Расправа с парламентом является преступлением по всем законам. А потому, исходя уже только из этого, следует признать, что государственная власть в России "официально" ступила на преступный путь.

Пока шла "война" между президентом и парламентом государство, в сущности, было неуправляемым. Государственная реформа происходила не планово и не сверху, а стихийно и снизу. Такое положение неизбежно должно было привести к анархии и росту преступности. В условиях правового вакуума быстрыми темпами стал развиваться криминальный бизнес, начало которому было положено при разворовывании государственной казны и сбережений основной массы населения. Он охватил всю экономику страны. Во много раз выросла преступность. Мошенничество, рэкет, стали заурядными явлениями. Аферисты и мошенники появились даже в окружении президента. Среди них выделялся молодой человек, поначалу ничем не примечательный, если не брать во внимание его плутоватый  вид, но уже скоро ставший известным всему миру, как отец приватизации.  Этим человеком был г. Чубайс.

Сейчас трудно сказать, какие убедительные доводы приводил г. Чубайс в приватных беседах с президентом в пользу тотальной приватизации. Но сделал он это блестяще, по всей видимости, без особого труда, и приватизация (которую в народе перекрестили в "прихватизацию") началась.

Чтобы придать приватизации государственной (общественной) собственности цивилизованный вид, придав ей элементы бескорыстности, народу (законному собственнику) было объявлено, что на первом этапе вся эта собственность сначала будет поделена между всеми гражданами государства. На втором этапе дальнейшая приватизация должна была проходить путем акционирования.

Если бы приватизация была задумана на принципах социальной справедливости, то последовательность ее проведения должна была бы быть следующей.

Сначала необходимо было определить общую стоимость государственной собственности, определить долю каждого гражданина и выдать всем приватизационные чеки, соответствующие этой доле. Но собственность неоднородна. Одна, представляющая собой ту или другую промышленность, предприятия, фабрики, была способна приносить определенную прибыль. Другая (школы, детские сады, здания государственных учреждений, больницы, поликлиники и т. д.)  никакой прибыли не приносили.   Чтобы все имели равные условия по реализации своих приватизационных чеков, акции предприятий необходимо было обменивать на приватизационные чеки на открытых аукционах, с предоставлением равных прав всем их участникам.

Но приватизация пошла по сценарию, написанному г. Чубайсом. Без какого-либо расчета, приняли, что доля каждого гражданина России в государственной собственности составляет 20 тысяч рублей. На момент реализации приватизационных чеков (ваучеров) эта доля, в пересчете на иностранную валюту, составляла около 50 долларов США. Таким образом, всю государственную собственность оценили примерно в 8 миллиардов долларов США. Фактическая же ее стоимость превосходила эту сумму на три порядка.

Определение стоимости предприятий производилась на местах их руководителями в ценах 1984 года практически без индексации. На эту стоимость выпускались акции, которые, в лучшем случае, формально выставлялись на аукцион, но практически распределялись внутри предприятия. При этом распределение происходило по правилам, устанавливаемым так же руководством предприятий. В соответствии с этими правилами, руководители имели право на большую часть акций. Кроме того, часть акций поступала  "в свободную" реализацию за наличные деньги внутри предприятия. Разумеется, эта часть практически полностью скупалась ими же.

Но свободный рынок по продаже государственной собственности все же был организован. К тому времени уже сложилась, так называемая, теневая экономика. Ее представителями были все те же "деловые" люди, а также авторитеты откровенно преступного мира. Как те, так и другие нажили свои капиталы преступным путем. Скупка ваучеров за бесценок, с последующим обменом их на акции прибыльных предприятий, давала идеальную возможность отмыть грязные деньги. Для того, чтобы получить доступ к акциям тех или иных предприятий, высокопоставленные чиновники пользовались своим положением, прочие же давали взятки их руководителям. Именно в этот период преступность начала приобретать наиболее организованные формы со связями во всех отраслях государственной экономики, снизу и до верху.

Акционирование крупных предприятий, а также приобретение их в собственность частными лицами или фирмами,  происходило под непосредственным контролем г. Чубайса. И то, что эти государственные предприятия оценивались в символическую сумму, не соответствующую фактической стоимости, было ему хорошо известно. Уместно задаться вопросом, почему, в таком случае, предприятия (как, впрочем, и другая государственная собственность) продавались за бесценок? На этот  вопрос можно найти только два ответа: либо г. Чубайс был глуп, и его обводили вокруг пальца, либо он имел от этого свои дивиденды.  Но г. Чубайс был неглупым человеком. К тому же то, что таким способом разворовывается государственная собственность,  видела любая кухарка, то есть большого ума здесь и не требовалось. Отсюда несложно прийти к выводу, что г. Чубайс торговал государственной собственностью за взятки. И однажды его  уличили в этом. Он получил 50 тыс. долларов в качестве, яко бы, гонорара за книгу, которая не была еще написана. То, что это была взятка, ни у кого не вызывало сомнений. Прокуратура была готова уже завести дело. Но президент взял его под защиту, сказав, что Чубайса он в обиду не даст, и дело быстро замяли.

На общем фоне растаскивания государственной собственности казнокрадство выглядело уже не столь внушительно, а потому вообще никак не привлекало внимания коррумпированного правительства. Директора предприятий, оставшихся еще в государственной собственности, могли наживаться спокойно, не боясь, что они будут обличены в воровстве. Будучи полноправными распределителями кредитов, они пускали в оборот государственные деньги через подставные фирмы. Часто эти фирмы вдруг исчезали, а вместе с ними "пропадали" и государственные деньги. У руководителей государственных предприятий и бюджетных организаций имелись и другие способы для воровства. Многие из них сами организовывали частные фирмы и финансировали их за счет государственного предприятия. Мне известны случаи, когда "фирмы" имели нелегальное положение. То есть, внутри государственного предприятия организовывалась группа, занимающаяся частной коммерческой деятельностью, используя средства того же предприятия. Кроме того, у руководителей государственных предприятий и организаций появилась возможность в получении комиссионных при заключении договоров на подрядные работы, поставку сырья и материалов. Договора заключались исходя не из интересов предприятия или организации, а исходя из суммы комиссионных, которые получал его руководитель. В связи с этим сырье и материалы приобретались по необоснованно завышенным ценам. Предприятия быстро становились не платежеспособными. Все это, окончательно приводило их в упадок. Большинство предприятий и организаций стали не в состоянии выплачивать заработную плату рабочим и служащим.

Спад производства привел к сокращению налоговых отчислений в государственный бюджет. Его дефицит сразу же сказался на финансировании бюджетных организаций, что в совокупности с казнокрадством привело их практически к банкротству. Однако фактического банкротства не происходило, так как сохранившаяся еще с советских времен система, позволяла им существовать без оплаты потребляемых ими услуг. В связи с этим в особо тяжелое положение попали коммунальные предприятия, которые вынуждены были предоставлять свои услуги бюджетным организациям бесплатно. Таким образом, фактическое банкротство государственных предприятий и бюджетных организаций сдерживалось только тем, что предприятия и организации прекращали оплату за коммунальные услуги, выплату заработной платы и отчисления в государственный бюджет, не прекращая при этом своей деятельности. Это послужило первопричиной того, что вскоре цепь неплатежей охватила всю экономику государства.

Обнищавшая к тому времени  большая часть населения оказалась на грани выживания. Люди были в растерянности, так как столкнулись с невиданным за всю историю человечества явлением – работающий человек не получал плату за свой труд. Государство, верой и правдой которому они служили, бросило их на произвол судьбы. Месяцами не получая заработной платы, некоторые семьи вообще не имели средств к существованию. К тому же, спад производства привел к безработице. Чтобы как-то обеспечить свое существование люди порой вынуждены были идти на преступления. Те, кто в силу своих моральных устоев не мог  пойти на это, прибегали к суициду.

Скоро воровство  приняло поистине всенародный характер. К тем, кто вынужден был прибегнуть к воровству в целях выживания, присоединились и другие. Видя, как безнаказанно растаскивают государственную собственность    высокопоставленные чиновники и руководители предприятий, воровать стали практически все, у кого была такая возможность. Тащили все, что плохо лежит.

 Осознавая социальное зло воровства, большинство населения страны находило ему оправдание. Одни делали это "из идейных соображений", не без основания считая, что если государственную собственность разворовывают те, кто должен по своему положению оберегать ее, то чем они хуже. Другие, видя,  что воруют все, кому только не лень, приобщились к воровству, так же не без основания полагая, что если не украдут они, то это сделают  другие.

Пустив экономику страны на самотек, правительство вскоре полностью потеряло контроль над ней. В стране воцарился экономический хаос, который трудно описать. К 1996 году практически все сферы деятельности государства были под контролем организованной преступности (мафии). В средствах массовой информации все чаще стали говорить о теневой экономике, которая по различным оценкам имела оборот денежных средств равный или превосходящий оборот денежных средств официальной экономики.

 В стране появились олигархи. Нажив свой капитал преступным путем в ходе банковских махинаций и последующей варварской приватизации государственной собственности, они внедрились во все властные структуры государства. Один из них (г. Березовский) стал даже секретарем содружества бывших союзных республик (СНГ).

 Организованные преступные группы установили контроль практически над всеми крупными предприятиями, приносящими прибыль, а также над всем частным бизнесом. Мафия фактически слилась с правоохранительными органами, которые в большинстве своем уже не служили государству, а защищали интересы преступного мира. Мне достоверно известны конкретные случаи, когда сама милиция откровенно грабила припозднившихся граждан  на улице.

Такое положение в государстве могло быть исправлено только решительными действиями президента. Но Ельцин на это был не способен. Будучи человеком недалеким, он полностью полагался на советы своего окружения, которое состояло либо из мошенников, подобных г. Чубайсу, либо из прожектеров, подобных г. Гайдару. Но постепенно и он понял, что их советы губительны для страны.

Говоря о Ельцине и его роли в истории Российского государства, справедливости ради следует отметить одну важную деталь. Да, он был плохим президентом. Да, время его правления было разрушительным для страны. Но, если говорить о моральных качествах его, то нужно отметить его относительную порядочность. По характеру он был простодушен и по большему счету честным человеком. Вот почему, видя, что государство скатывается в пропасть, он предпринял пытки остановить падение. Но эти попытки были неуклюжи и непоследовательны. Так, например, сначала он заявляет, что каждый субъект федерации может "взять столько суверенитета, сколько может унести", и это приводит к тому, что Татария и Чечня вскоре провозглашают о своей независимости. Потом, пытаясь остановить наметившийся распад федерации, он вводит войска в Чечню, положив тем самым начало войны с ней. И вдруг, в самый неподходящий момент войска выводятся. У чеченских руководителей возникает иллюзия победы над Россией, и они становятся уже практически независимым государством. При этом Россия, как "побежденная сторона" обязуется в качестве "контрибуции" выплачивать ему деньги, на восстановление разрушенного войной хозяйства. Но выделяемые деньги частично разворовываются Российскими чиновниками, оставшиеся же используются сепаратистским правительством самопровозглашенной Ичкерии на вооружение.

Поняв, что гайдаровская политика пассивного выжидания привела страну к разрухе, Ельцин заметался. Сначала, отправив "умного" Гайдара в отставку, он  делает ставку на  Черномырдина. Однако Черномырдин был хозяйственником, но не политиком. "В меру" плутоватый, умудренный многолетним опытом работы в промышленности, заняв кресло главы правительства, он занялся тем, что ему было знакомо по прежней работе, то есть хозяйственной деятельностью. И начал он ее с реформирования нефтяной и газовой отраслей. В результате (не без участия Чубайса) эти отрасли были приватизированы за бесценок, а государство лишилось большей части доходов.  Если же говорить об экономике в целом, то за время его пребывания на посту председателя правительства спад ее продолжался. Особенно тяжелый ущерб был нанесен сельскому хозяйству. В условиях, когда промышленные предприятия начали продавать свою продукцию по рыночным ценам, а цены на сельскохозяйственную продукцию продолжали регулироваться на местном региональном уровне (так как совхозы оставались в государственной собственности), сельское хозяйство разваливалось на глазах. Люди, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, по сути, забыли о зарплате и вынуждены были жить в основном за счет собственного "подсобного" хозяйства. Государство не только ограбило их, отняв сбережения, но и вынудило работать бесплатно, поставив их в положение рабов.

Желая обуздать гиперинфляцию, правительство Черномырдина устанавливает фиксированный курс рубля по отношению к американскому доллару. В условиях дальнейшего спада производства это неизбежно привело к резкому падению платежеспособности  предприятий и организаций. Невыплаты заработной платы стали обычным явлением во всех хозяйственных отраслях. Таким образом, при Черномырдине в положении рабов  оказалась большая часть населения страны. 

Под давлением депутатов Государственной Думы Ельцин решается на отставку Черномырдина. Но вновь назначенный председатель правительства (Степашин) вскоре также отправляется в отставку.

Окружение Ельцина склоняет его к мысли, что реформы должны проводить молодые кадры, и на пост главы правительства назначается Кириенко. Как во внешнем облике, так и в поведении этого молодого человека виделся скорее мальчик, но уж никак не глава правительства. Вот почему в народе за ним сразу же закрепилось прозвище "Киндерсюрприз".

Сюрприз действительно произошел. И выразился он в скачке инфляции…   

 

 

 

 



Hosted by uCoz